Глобальный мир
Интегральный мир
* Вверх
Разрыв между умными и глупыми нарастает? (30.10.2017)

Разрыв между умными и глупыми нарастает?
- Что такое понятийное мышление?
- Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Л. Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый - умение выделять суть явления, объекта. Второй - умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий - умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. Те, кто обладает понятийным мышлением, понимают ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладает... Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации. [...]

- По моим данным и других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку науки построены по понятийному принципу. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и субъективных представлений.
Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. [...]

- Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения «Окружающий мир». Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Теперь у нас природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций - «История в картинках» - та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей. В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше была анатомия, и общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника, и животный мир, и человек, и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.
С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот я спрашиваю: «Хоть задачки-то решаете на физике?». Он отвечает: «Какие задачки? Мы презентации делаем». Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить. [...]

- На Западе полная свобода, и школы существуют разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным, и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет – зачем это надо? Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование. Это вопрос мотивации в семье.
Потери в школе видны, а приобретений пока что нет. [...]

- Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется. [...] Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны. На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают по всему миру. Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. [...]
Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются. [...] Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.

- У нас сейчас полиментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть. Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни.
Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и «другие» для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии.
- А вообще, чем выше культурный уровень родителей и школы, тем меньше кулаков, драк и ругани. [...]

- У нас психостимуляторы запрещены, но прописывают препарат «Страттера», который, как считается, не является психостимулятором. На самом деле результат его применения похож на результат использования психостимуляторов. Ко мне приходят дети после курса и у них налицо все симптомы «ломки». [...]
Беда в том, что фармакологическая отрасль куда более циничная, чем наше государство. Фармацевтические компании заинтересованы выпускать лекарства, которые не вылечивают раз и навсегда, а поддерживают приемлемое состояние. Это обеспечивает им огромный постоянный рынок сбыта. Эти компании естественно выступают спонсорами таких исследований, которые идут в выгодном им направлении.

Людмила Ясюкова, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей», более двадцати лет школьный психолог.

Иллюстрация: Стэнли Кубрика

Источник: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html

30.10.2017
ГЛОБОСФЕРА
Просмотров: 127
[vkontakte] [facebook] [twitter] [odnoklassniki] [mail.ru] [livejournal]

* Самый выгодный обмен электронных валют! 

Statok.net Каталог сайтов