Глобальный мир
Интегральный мир
* Вверх
Идея катастрофы пронизывает общества, уставшие от самих себя (18.10.2012)

Обостренное ощущение кризиса усиливает веру в необратимую катастрофу, связанную с существованием Земли. По многим причинам катастрофа заняла место парадигмы прогресса: истощение модели роста, утерянное революционное чувство, все более негативное восприятие техники, деполитизация... Идея катастрофы проникает в отсталую современность обществ, уставших от самих себя. Вот почему ожидание конца света является очень западным восприятием, характерным для европейской психики: это ощущение того, что они пропустили ход во всеобщей истории, попытались переделать мир, но получили катастрофу (СССР, нацизм). Эти пессимистические страхи стали особенно выраженными начиная с 1989 года, когда после падения Берлинской стены все думали, что капитализм и демократия утвердятся одновременно. Сегодня, вероятно, настало время разочарования, связанного с этими ожиданиями, разочарования, которое порой вызывает гнев. Конец света – это атавистический страх.
Конец света в контексте Апокалипсиса появляется в иудейской религии, потом в I веке в христианстве. «Апокалипсис» означает «откровение»: чтобы Бог одержал верх, надо, чтобы мир уступил. То есть конец света символизирует надежду на то, что в конце концов мы выберемся, это синоним избавления. Сегодня этот Апокалипсис иной, в нем нет откровения, нет Бога.
Сегодня преобладает скорее ощущение потери смысла, чем неминуемой катастрофы. Эти крайне пессимистические страхи возобладали именно потому, что в их основе лежит опыт «утраты мира» – чувствительные моменты, в которые торжествовала идея того, что сделать ничего невозможно, что реальность уже не отвечает никаким нашим ожиданиям, а также чувство обездоленности. Конец света – это фантастическая версия каждодневного опыта «утраты мира». Всякая новизна, всякая несхожесть воспринимается как угроза. Мир, который больше не отвечает, который больше не способен удовлетворить наши желания, это мир, по поводу которого только и можно, что надеяться, что он в один прекрасный день остановится. Помимо социальных причин утраты мира, не надо недооценивать и влияние технических инструментов – таких как те же сайты знакомств, – логически обосновывая нашу жизнь и не доверяя новшествам, которые дестабилизируют наш привычный порядок вещей.
Человек без мира – это человек, отрезанный от своих возможностей. Я, разумеется, думаю о социальной неустроенности, при которой индивидуум уже не имеет средств для того, чтобы вписаться в позитивное будущее. Экономическая система лишила его имущества, он уже не верит в этот мир. Сегодня утратить мир – это еще и не иметь никакого ощущения того, что мир существует до и после нашей жизни: мы развиваемся в настоящем, в непосредственном. Как биржевые маклеры, и это показывает, что данный феномен связан не только с бедностью. Эта укорененность в настоящем очень близка к катастрофе: такая связь с самим собой и своим настоящим часто порождает несчастье и уныние. Иметь свой мир – значит иметь некий горизонт.
Часто катастрофизм – это аргумент в пользу того, чтобы сохранить все в неизменности. Во имя выживания и угрозы крайне левые будут защищать "государство-провидение", правые – навязывать реформы в области безопасности, а политическая экология выльется в итоге в консервацию жизни любой ценой. Весь политический дискурс сегодня форматируется катастрофой. Возьмите Договор о Европейском союзе. Речь идет не о том, чтобы думать о возможном, а о том, чтобы навязать необходимое. В контексте этой логики выживания прогресс уже не служит противовесом.

Михаэль Фёссель
философ, специалист по политической философии, профессор университета Бургундии
Читать полностью:ГОЛОС РОССИИ
Источник:Libйration

18.10.2012
Интегральный мир
Просмотров: 1288
[vkontakte] [facebook] [twitter] [odnoklassniki] [mail.ru] [livejournal]

* Что такое биткоин и как его получить бесплатно

Statok.net Каталог сайтов