Глобальный мир
Интегральный мир
* Вверх
Как воспитать ребёнка быть счастливым? (23.03.2018)

Как воспитать ребёнка быть счастливым?
«Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив. В каждом нашем поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче». (А. С. Макаренко)
А. С. Макаренко был один из тех необыкновенно одаренных, социально активных людей, в которых всегда нуждается общество. Особенно они необходимы в переломные времена, когда идет быстрое обновление, когда счастливое сочетание ума, энергии и заботы о благе всего общества требуется везде и сразу. Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания, когда агрессивный индивидуализм с ухмылкой повторяет: мало, чтобы мне было хорошо, надо, чтобы другому было плохо.
Основная идея А.С.Макаренко — воспитание личности через коллектив. Воспитание с ориентацией на природные задатки ребёнка вкупе с коллективной деятельностью, где дети учатся нести ответственность не только за себя, но и за благо всей группы. Макаренко преподавал воспитанникам главный урок — удовольствие ради отдачи в группу, от заботы о всём коллективе и обществе стократ важнее и приятнее удовольствия только ради себя.

Центральное место в теории А. С. Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым чувством долга, чести, достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития. Важно уяснить диалектическую взаимосвязь ответственности и защищенности личности в коллективе. «Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития. Требования коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвует в требовании.
Здесь личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива».

Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение - я отвечаю» - вот это переживание ответственности воспитывается в коллективе с наибольшим трудом, но зато, когда оно воспитано, оно творит чудеса. Там, где есть коллектив, отношение товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, любви или соседства, а вопрос ответственной зависимости.
При этом А. С. Макаренко решительно боролся с вульгарными представлениями о коллективном воспитании как нивелирующем, стандартизирующем личность. Он высмеивает тех, кого пугает «человеческое разнообразие»,- формально-бюрократических радетелей за коллектив: «...у нас коли станут на путь коллективного воспитания, так решают обязательно следить, чтобы от всякой индивидуальности остались рожки да ножки».

«Потребность у нас - есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а ... создателя этих благ». И, как бы предвидя возможность возникновения двойной морали: одной - «для дома», «для семьи», а другой - для внешнего мира, он призывал к единому, цельному «коммунизму общественного поведения», ибо «в противном случае мы воспитаем самую жалкую тварь, какая только возможна на свете,- ограниченного патриота собственной квартирки, жадненькую и жалкую зверушку семейной норы».
Современная же система образования пропагандирует индивидуальное обучение, индивидуальный успех. А что потом с этим индивидуальным успехом и подходом делать нашим детям в своей жизни? Ведь для успеха в жизни (ощущения себя реализованным) нужен не индивидуальный успех и не индивидуальные выдающиеся качества, а умение, навыки общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, быть в них включенным, чтобы включать в себя их силы, а не противодействовать им. Хоть в семье, хоть в бизнесе, хоть в обществе в целом.

Источник: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st004.shtml

23.03.2018
ГЛОБОСФЕРА
Просмотров: 202
[vkontakte] [facebook] [twitter] [odnoklassniki] [mail.ru] [livejournal]

* Самый выгодный обмен электронных валют! 

Statok.net Каталог сайтов